9 простых техник, которые помогут победить в споре

Детектор брехні 9

Многие из нас любят поспорить. Нередко приходится это делать вопреки желанию. И очень часто оказывается так, что каждый из спорщиков остается при своем. Не любите тратить попусту время и нервы? Хотите, чтобы вас слышали даже самые упорные оппоненты? Оказывается, за последние годы психологи провели целый ряд исследований, которые помогут вам практически в любом споре.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как вести себя с маленьким манипулятором?

  1. Проявите уважение

Споры ведутся не рационально, и разум играет в них далеко не главную роль. Так что первым делом нужно научиться уважать позицию собеседника (какой бы глупой она вам поначалу ни казалась).

«Когда самооценка человека каким-либо образом повышается, он обычно становится более восприимчив к информации, способной изменить его убеждения», — объясняет психолог Питер Дитто из Университета Калифорнии. Так что сначала наладьте эмоциональный контакт, и только потом можно использовать логику.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: 4 метода незаметного внушения

  1. Не пытайтесь «победить»

Парадоксально, но факт – чем больше вы пытаетесь «выиграть» спор, тем меньше у вас шансов. Если нападать на идеи собеседника, пытаясь разбить его аргументы, то он перейдет в режим защиты (а то и нападения). Если загнать человека в угол – он точно не будет отступать.

Если хотите кого-то убедить, важно уметь соглашаться. Можете даже испробовать «экстремальное соглашательство». Примите взгляды собеседника и, развивая их, придите вместе с ним к логичному – и зачастую абсурдному – выводу.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Детская ложь: почему дети обманывают?

  1. Не спрашивайте «почему». Спрашивайте «как»

Об этом самом простом и надежном способе убеждения мы уже однажды рассказывали. Психолог Филип Фернбак из Университета Колорадо в 2013 поставил занятный эксперимент. Он разделил людей с разными политическими взглядами на две группы. Одни должны были объяснить, почему они придерживаются тех или иных взглядов. Другие – как именно нужно воплощать на практике эти идеи. В результате те, кто отвечал на вопрос «почему», не изменил своих взглядов совершенно. А те, кто объяснял, как это должно работать в реальной жизни, призадумались и начали демонстрировать больше гибкости в диалоге.

Вывод? Если вы хотите, чтобы человек стал сговорчивее, не спрашивайте его, почему он так считает. Потребуйте выяснить, как он это себе представляет.

  1. Умейте ждать

А это совет от одного из основателей всеми любимой анимационной студии Pixar Эда Кэтмелла. Он 26 лет был знаком с создателем Apple Стивом Джобсом, который отличался весьма непростым характером. Тем не менее, Кэтмелл был одним из немногих, кто умел переубедить Джобса.

Как же он это делал? Кэтмелл объясняет, что никогда не спорил с Джобсом, но был настойчив. «Зачастую я ему что-то предлагал, а он немедленно отвечал отказом… Тогда я выжидал неделю… Звонил ему и озвучивал свой контраргумент на то, что он сказал. Он немедленно отбивал и его. Тогда я ждал еще неделю…». Порой эти обмены аргументами продолжались несколько месяцев. Результат был один из трех. Либо Джобс признавал, что Кэтмелл прав. Либо Кэтмелл понимал, что прав Джобс. Либо Джобс не отвечал на аргумент, что фактически означало согласие.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: 4 признака того, что вас обманывают

  1. Задавайте открытые вопросы

Спрашивайте собеседника так, чтобы он не мог обойтись простым «да» или «нет». Это поможет ему раскрыться, а вам – лучше понять человека. Такая тактика будет полезна и на работе, и в семье, и с друзьями. Вот примеры открытых вопросов:

«А как бы ты поступил в этой ситуации, если бы у тебя было любое количество денег?»

«Как ты представляешь себе свою жизнь через три года?»

«Что тебе нравится в твоей работе?»

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как наладить отношения с неродным ребенком?

  1. Используйте графики

Люди склонны доверять ученым – или тем, кто ведет себя как ученый. Так, степень доверия к человеку заметно повышается, если он апеллирует к графическим данным, доказали в ходе экспериментов исследователи из Корнелльского университета. Не зря графики обязательно используют практически в любой презентации.

  1. Покажите, что другие люди согласны

«Социальное одобрение» — одно из главных орудий воздействия на мнение человека, объясняет социальный психолог Роберт Чалдини в книге «Психология влияния». Эксперименты неоднократно показывали: людям свойственно согласиться со взглядами, которые поддерживает кто-то еще, даже если сами взгляды кажутся им странными.

Именно поэтому товары, за которыми стоит очередь, всегда кажутся лучше. Именно поэтому в споре нередко вместо аргументов приводят мнения других людей, согласных с определенной точкой зрения. И это работает!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: 5 простых способов вычислить лжеца

  1. Используйте данные, а не байки

Если вы хотите, чтобы в серьезной дискуссии вас принимали всерьез, не используйте в качестве аргументов отдельные случаи из жизни. Например, ваш прадедушка всю жизнь курил и дожил до 100 лет – стало быть, курение безвредно! Чтобы к вам прислушивались, когда речь заходит о важных вещах, нужно апеллировать к данным – информации, полученной в ходе исследований на большой выборке и прошедшей экспертную оценку.

Еще лучше, если на данный счет есть консенсус. Научный консенсус – это общее мнение ученых. В научной среде всегда будет один-два специалиста, не согласных с общим выводом. Однако если научное сообщество в большинстве достигло консенсуса, это значит, что данная идея фактически доказана и обоснована.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Почему политики, которые обещали прийти на «Детектор брехні», так и не сели в «кресло правды»?

  1. Будьте уверены в себе

Печально, но факт: люди слушают не самого умного человека, а самого уверенного в себе. Причем уверенность люди определяют не только по словам, но и по голосу, жестам, осанке и множеству других косвенных признаков.

Источник: www.anews.com